Самое первое 1 сентября
Осень - важная пора в жизни любого школьника. Особенное значение приобретает осенняя пора для тех детей, которые впервые переступают порог школы. Сохранят ли они в будущем приятные воспоминания об этом времени или впечатление о той осени превратится в незабываемый стресс?
Современной науке достоверно известно: первоклассники испытывают самые разные страхи и тревоги, связанные со школой и школьной жизнью. Это может быть страх отвечать у доски и получить плохую отметку, отпроситься в туалет во время урока, опоздать на урок, забыть дома учебник или тетрадь и т.д.
Что же делать родителям первоклассников? За советом мы обратились к педагогу-психологу, учителю начальных классов Клюкиной Марине Ивановне. И вот что она порекомендовала:
• Перестать или не начинать пугать ребенка школой и теми проблемами, которые там у него могут случиться.
• Избегать тыканья ребенка носом в его промахи и ошибки. Неудачников мало кто любит, а особенно они не любят сами себя. Ребенок с психологией неудачника имеет все шансы стать школьным аутсайдером. Отсюда и новые страхи - осуждения, осмеяния отрицательных отметок и собственных ошибок.
• Формировать у ребенка реалистичные представления о школьной жизни с акцентом на ее положительных сторонах. Кажется, что это проще простого, однако и здесь есть свои подводные камни. Расписывая школьную жизнь в одних лишь радужных тонах, мы формируем у ребенка те же нереалистичные представления, только со знаком «плюс». А ведь не секрет, что школьная жизнь с ее огромными нагрузками и не всегда приветливыми сверстниками далеко не сказка. Хлебнув некоторых «прелестей» школьной жизни, ребенок может испытать не только разочарование, но и чувство «обманутости». С другой стороны, готовить ребенка к школе, словно к казарменной жизни, тоже не годится. Поэтому важно родителям найти некую золотую середину, рассказывая ребенку о школе, показать ее привлекательные стороны и помочь понять, что если он и столкнется там с какими-нибудь трудностями, родители всегда помогут ему с ними справиться.
• Позволить ребенку (хотя бы в первый год обучения) стать «обычным школьником», а не требовать от него каких-то невероятных достижений. Конечно, справиться с собственными амбициями и позволить ему быть самим собой, а не родительским идеалом - нелегкая задача. Но ребенок ни в коем случае не должен быть барометром родительской успешности, иначе представьте, какой груз ответственности ляжет на хрупкие плечи первоклашки, пытающегося оправдать ожидания родителей. Сколько усилий вложит он, лишь бы дотянуться до планки, установленной ими. Но неокрепший детский организм имеет особенность быстро истощаться чрезмерными нагрузками и переживаниями.
• Прислушиваться к страхам ребенка и не отмахиваться от них, как от чего-то несущественного и несерьезного. Все, чего боится ребенок, - серьезно и ничего серьезнее здесь быть просто не может! Не верите? Вспомните еще раз себя в его возрасте и посмотрите на мир детскими глазами: возможно, в вашем детстве были ситуации, когда серьезные для вас вещи высмеивались и обесценивались взрослыми. Что вы при этом чувствовали? А теперь представьте, что может чувствовать ваш ребенок, если его страхи и тревоги игнорируются или высмеиваются.
• Осознать собственные страхи, связанные с поступлением ребенка в школу, и держать их при себе. Еще лучше - не просто держать при себе, а избавиться от них раз и навсегда, если это, конечно, возможно.