У нашей школы свой секрет успеха. Но есть и то, что делает её
похожей на другие успешные школы – здесь работают успешные учителя. Среди них –
учитель математики Тамара Александровна Денисова, посвятившая делу обучения и
воспитания детей 30 лет.
Много, но годы пролетели незаметно. Кажется, совсем недавно она,
выпускница Мирненской восьмилетней школы, осваивалась на новом месте – в
Родинской, средней. Другие учителя, другие требования. Грустно. Одно утешало:
родители рядом. Оказалось, ненадолго. Через два года она стала студенткой
физико-математического факультета Бийского педагогического института. Учёба захватывает, отнимает практически
всё время: математика – наука серьёзная. Но впереди столько нового! Нужно
освоить не только методику преподавания, но и разобраться в психологии, изучить
методы и приёмы педагогики. Школьная привычка «всё делать на совесть» помогает
справляться с трудностями.
И вот уже сданы государственные экзамены. Юная выпускница на
пороге новой жизни. Неудивительно, что она принимает решение вернуться в свою
родную школу. Здесь прошло детство, здесь определено будущее. И здесь, с опорой
на помощь и поддержку её бывших учителей и мамы, Кривошей Анны Семёновны,
работавшей в школе учителем начальных классов, и началась трудовая деятельность
молодого педагога.
После двух лет работы, по стечению обстоятельств, пришлось
сменить место жительства и характер работы. Теперь она инженер – проектировщик
вычислительной техники. Справляется. Но… через четыре года возвращается в
школу. Несколько лет работы учителем начальных классов, воспитателем группы
продленного дня – серьёзный фундамент для будущих успехов в должности учителя
математики, теперь уже надолго, вплоть до выхода на пенсию.
Педагогический коллектив Мирненской школы в
начале 70-х годов. (Т.А.Денисова первая справа, в верхнем ряду.)
Успешный учитель. Это и глубокое знание предмета, и умелое
владение образовательными технологиями, и чёткое управление учебным процессом. И
всё-таки главной задачей для себя Т.А.Денисова всегда считала внимание к
личности ученика, обеспечение его индивидуального обучения и развития. А это
длительная и кропотливая работа по формированию положительной мотивации к учёбе,
развитию познавательного интереса, стимулированию работоспособности. Это работа
по выстраиванию успешности ученика, и грамотная организация ею ситуаций успеха
на уроке – шаг вперёд в этом направлении. А методы и приёмы самые разнообразные.
Умелое чередование индивидуальной, парной, групповой форм
деятельности позволяли снижать уровень тревожности у учеников, укрепляли их веру
в себя. Боишься ошибиться, стать объектом насмешек – работай в группе; хочешь
блеснуть знаниями – выбирай из числа предложенных задачу посложнее. Обучающие
таблицы, задачи по готовым чертежам, перфокарты различных видов, математическое
лото, отдельные задания для слишком быстрых или чересчур медлительных – важно,
чтобы в конце урока ученик мог увидеть свой личный результат и, может быть,
заслужить похвалу. Она часто пользовалась этим приёмом для поддержания учебной
активности. Кому же не понравится быть представленным в выгодном свете? Невольно
захочется соответствовать своему лучшему образу.
Успех ученика и хорошие отношения с ним были главными ориентирами
в работе учителя. Понятно, что далеко не каждый хочет делать то, что ему
необходимо для успеха. Без требований не обойтись, но важно, как говорится,
найти золотую середину. И это ей удавалось. Пусть ребята что-то не доделают,
пусть медленнее растёт их результат, но это в любом случае лучше, чем вызывать у
них переживания и негатив. При этом вариант «отсидеть урок» не проходил в её
классах. Для учащихся всегда были предусмотрены учителем самые разнообразные
виды деятельности, каждому предоставлялась возможность проявить себя и быть
замеченным. Пожалуй, наиболее ёмко и предметно характеризует уроки Тамары
Александровны вот эта выписка из протокола заседания методического объединения
учителей математики Мирненской школы: «Цель урока
конкретна для учащихся. Замысел реализован, содержание урока оптимально.
Присутствует проблемный характер изложения учебного материала. У учащихся есть
возможность выбора форм и средств работы, представления результатов. Очень
хороший, плотный урок».
Сколько их было, этих уроков! По три, по пять каждый день. Дроби
и проценты, уравнения и графики, площади и объёмы. И задачи, задачи, задачи:
заполняются бассейны; движутся в одном направлении и навстречу друг другу
пешеходы, велосипедисты и автомобили; производятся скидки и наценки… Да мало ли
что происходит вокруг, и во всём этом приходится разбираться на уроках
математики. А научить решать задачи в один день, в одну неделю и даже в один
месяц совсем непросто. Годы упорного труда, накопления опыта, годы самоанализа и
самоотдачи.
Всё труднее становились школьные программы, всё больше нареканий
вызывали школьные учебники. Как вам, например, конгруэнтность – отношение
эквивалентности – понятие, введённое в своё время в курсе геометрии 6 класса?
Непостижимо! А приходилось осваивать. И учителям, и детям. Да что там, перемены
повсюду и во всём. Теперь нужно не просто «давать знания», а развивать ум и
чувства детей. И это не пожелание, а требование, поэтому – новые формы, новые
технологии. Умение перестроиться, сложное сделать простым, найти оптимальные
решения новых задач – всё это было под силу ей, опытному учителю.
Нарядные, красивые, и все такие милые, ребята -
пятиклассники... (1988год)
«Здравствуйте, сто гусей!» «Нас не сто…» - Помните? Это же задача
на составление уравнений. Старинная, занимательная. Правда, на уроках не всегда
находилось время для решения таких задач, а вот на занятиях математического
кружка – пожалуйста. И желающие всегда были. Тамара Александровна не упускала
этой возможности для поддержания у детей интереса к математике, развития логики,
сообразительности. Кружок, а ещё стенная газета «Считай, смекай, отгадывай»,
факультативные занятия, олимпиады – всё с учетом потребностей школьников в тот
или иной возрастной период.
Умелое включение школьников в осознанную учебную деятельность
позволяли учителю добиваться высоких результатов. Её ученики становились
победителями олимпиад, успешно сдавали выпускные экзамены в школе и
вступительные в ВУЗе. Но вот грянул гром – ЕГЭ. Волнение, тревога, страх… И
замечательный результат: все её 11 выпускников сдали экзамен на «4» и «5». Это
успех!
Учительская готовность к работе всегда должна быть высокой.
Готовность классного руководителя – тем более. Он и учитель, и помощник, и
советчик, и защитник. Такой и была Т.А.Денисова для своих воспитанников.
Школьная жизнь - это не только учебные будни, но и яркие события: праздники, конкурсы, соревнования,
требующие большой подготовительной работы. Она
учила детей проявлять инициативу, быть самостоятельными, не бояться
ответственности. Всё было: радость и огорчение, признание и критика, успех и
неудача. Важно то, что дети учились дружбе, взаимопомощи, принятию решений.
Учились жить!
Зовётесь вы теперь выпускниками, как жаль нам расставаться с
вами... (1994год)
Т.А.Денисова – учитель высшей квалификационной категории, ветеран
труда. За успехи в обучении и воспитании школьников награждена Почётными
грамотами районного и краевого уровней.
С 2004 года Тамара Александровна находится на пенсии. Счастливая
мама двух дочерей и сына, любящая и любимая бабушка, она опора и надежда всей
семьи, источник заботы и поддержки. Жизнь продолжается.
Об особенностях природного и культурного богатства России, которые отражают уникальность страны, рассказали школьникам на очередном занятии «Разговоры о важном»