Гиперактивный ребенок
Невнимательные и непоседливые дети были всегда. В каждом школьном классе есть хотя бы один такой. У него нормальный или даже высокий уровень интеллекта, но учится он плохо и мешает другим на уроках: все время ерзает, болтает, отвлекается, перебивает учителя. Психологи утверждают что это - синдром, "синдром дефицита внимания и гиперактивности".
Мы попросили учителя начальных классов первой квалификационной категории Елену Николаевну Дериглазову ответить на несколько вопросов, касающихся работы с гиперактивними детьми, тем более что таковых у неё в классе четверо.
- Елена Николаевна, в чем причина резкого роста гиперактивности у детей?
- Психологи винят в резком росте гиперактивности у детей тот чудовищно возросший поток информации, который современный мир обрушивает на ребенка с самого рождения: телевидение, компьютеры, бесконечные карусели развлекательных парков, яркие упаковки продуктов в магазинах. Сегодня даже детская одежда и мебель стали агрессивным сенсорным стимулом: на ребенка отовсюду, даже с его собственной пижамы, смотрят огромными глазами разные Микки-Маусы, черепашки-ниндзя и покемоны. А ведь мозгу человека в детстве, чтобы нормально развиваться, нужен спокойный, даже несколько старомодный распорядок жизни. Когда семья каждый день собирается вместе за обедом, а мама вечером читает сказку.
- Кто же этот особенный ребенок, не подчиняющийся законам воспитания?
- В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами.
Можно выделить следующие признаки, которые являются характерными для гиперактивных детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением ими недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, любитель приключений или острых ощущений.
- Что вы можете порекомендовать родителям гиперактивного ребенка?
- Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
Организация всей жизни должна действовать ни ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность - игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
И в заключение хочется сказать следующее.
Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе.
За годы своей работы классным руководителем я встретила и проводила не один десяток детей. И часто перед моими глазами встают образы весёлых и горластых, тихих и скромных учеников. Многих из них люблю и помню до сих пор. Хотя подчас трудно любить кусающегося и орущего, лягающегося и размазывающего слёзы по щекам Тимофея или Ваню.
Трудно, но оказывается можно. Это возможно, если понимать и спешить навстречу маленькому человеку.