«Светлая», «ясная», «чистая» - толкование имени
Светлана очень точно совпадает с характером и судьбой учителя математики нашей
школы Жабота Светланы Николаевны. У неё есть всё: талант педагога, душевная
теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение, неиссякаемая энергия. Про
таких, как она, говорят «настоящий учитель». С.Н.Жабота связала свою судьбу со
школой и не ошиблась.
Весёлая девчонка, влюблённая в математику, она уже тогда
задумывалась о профессии учителя, и её планам суждено было сбыться. Лекции и
сессии, лыжи и парашютный спорт – времени хватало на всё. Студенческие годы
пролетели незаметно, и вот она впервые переступает порог школы уже в новом
качестве. Было это в далёком 1973 году, а школа – Мирненская, где она и
проработала до выхода на пенсию.
Глубокое знание материала, профессиональный язык, удачное
сочетание традиционных и новаторских методик, желание поделиться тем, что знает,
обеспечивали высокую эффективность её уроков. Светлана Николаевна всегда
тщательно продумывала последовательность предъявляемых учащимся заданий, что
позволяло ей легко организовывать работу всего класса с учетом индивидуальных
различий в темпе усвоения материала, степени подготовки учащихся. На уроке не
обойтись без репродуктивных методов обучения, необходимых для формирования
знаний, умений и навыков, но всегда, когда это было уместно, она старалась
использовать проблемно-поисковые методы, которые как раз и служат развитию
самостоятельности мышления и творческих способностей учащихся. Большой потенциал
в этом плане имели нестандартные уроки: деловые игры, общественные смотры
знаний, командные соревнования. Подобранные ею задания для таких уроков
развивали логику, сообразительность, смекалку, имели практическую направленность
и были занимательными по форме и содержанию.
Отзывчивая, доброжелательная, Светлана Николаевна, как никто
другой, умела создавать на уроке тёплую атмосферу доверия и творчества,
позволяющую быть детям более уверенными в себе, не стесняться что-то уточнить,
задать вопрос, высказать свою точку зрения, даже о чем-то поспорить. С чувством
полной ответственности она оценивала знания своих учащихся, не забывая при этом
сказать несколько добрых слов отличившимся или тактично пожурить получивших
низкую отметку.
Большое внимание С.Н.Жабота уделяла развитию познавательного
интереса учащихся: кружки – в средних классах, факультативы – в старших. Задачи
лёгкие и трудные, стандартные и нестандартные, цифровые и словесные – решение
всех способствовало повышению уровня математической грамотности, расширению
кругозора, поддержанию интереса учащихся к математике.
Грамотная организация всех видов учебной деятельности давала
хорошие результаты. Ученики Светланы Николаевны успешно справлялись с заданиями
выпускных экзаменов, позднее – получали высокие баллы на ЕГЭ. А за всем этим –
систематический, целенаправленный, кропотливый труд, наполненныйраздумьями, сомнениями,
переживаниями.
Воспитатель – учитель и воспитатель – мать своих детей. Эти
две линии шли в жизни Светланы Николаевны порой параллельно, порой пересекаясь и
обогащая друг друга. Её сыновья Владимир и Сергей давно стали взрослыми, но она
для них по-прежнему лучший друг и советчик. Вместе с мужем Александром
Петровичем они нередко вспоминают события тех далёких дней, когда напутствовали
выросших сыновей в самостоятельную жизнь.
Что должен делать учитель, когда ему дают
классное руководство? Очень многое.И здесь, как и
на уроках, Светлана Николаевна обращала внимание в первую очередь на создание
благоприятной эмоционально-психологической атмосферы. В этом ей помогало живое
общение, житейский опыт и, что самое важное, её огромная положительная
энергетика. Она действовала на учеников незаметно, непосредственно и добивалась
желаемого: её ученики были отзывчивы, дружны, активны, самостоятельны, принимали
заинтересованное участие во всём, что происходило в школе. А она помогала.
Помогала и вдохновляла своим примером. Её аналитические способности как учителя
математики удивительным образом гармонично сочетались со склонностью к
художественному творчеству: она с удовольствием пела в составе вокальной группы,
играла главные роли в театральных постановках на сцене сельского Дома культуры.
Всегда, как только С.Н.Жабота брала новый класс, она ставила
перед собой задачу – связать детей, родителей, учителей в единое целое, чтобы
вместе преодолевать трудности и радоваться успехам. Их совместная деятельность
была успешной: родители оказывали помощь в проведении классных часов, спортивных
соревнований, организации экскурсий, туристических поездок. В такой атмосфере
взаимоподдержки и общности интересов возникала ощущение востребованности,
незаменимости каждого. Один – выдумщик, другой – организатор, третий – хороший
исполнитель. И все самоутверждались и становились лучше.
С.Н.Жабота – учитель высшей квалификационной категории, ветеран
труда. За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм она
награждена Почётной грамотой министерства образования Российской Федерации,
Почётными грамотами краевого и районного уровней, имеет благодарности школьной
администрации.
В 2010 году вместе с выпускниками простилась со школой и их
учитель и классный руководитель С.Н.Жабота, выйдя на заслуженный отдых.
Любимая работа. Состояние вдохновения, полноты бытия,
жизнерадостности – всё, что с ней связано, не исчезает бесследно по выходу на
пенсию. Школа не отпускает. Светлана Николаевна частый гость на сентябрьских и
майских линейках, других общешкольных праздниках. Со многими бывшими учениками
она поддерживает отношения до сих пор. Интересуется их успехами и теперь уже и
успехами их детей.
Помнят своего наставника и её бывшие ученики. Так, на одной из
страниц гостевой книги школьного сайта можно прочесть: «36 выпуск поздравляет с
Днём учителя самого классного учителя в мире – Жабота Светлану Николаевну».
Об особенностях природного и культурного богатства России, которые отражают уникальность страны, рассказали школьникам на очередном занятии «Разговоры о важном»