Уроком воспитания гражданской
позиции, уроком серьезных размышлений по поводу творческого наследия писателя
Федора Достоевского стал урок литературы в 10 "а" классе, проведенный Тамарой Васильевной
Кононенко. Носил он исследовательский
характер. Десятиклассники вслед за Достоевским
выясняли мотивы убийства Раскольниковым старухи-процентщицы. Работа была
направлена и на то, чтобы помочь учащимся вникнуть в
художественное своеобразие
произведения, в словесный круг тех средств, с помощью которых,
выражается в.романе активная авторская позиция.
Мир объективной реальности, окружающая жизнь укрепляют Раскольникова в
мысли, что задуманное им преступление не
противоречит человеческим законам. Учитель вместе с ребятами в течение урока постепенно
приходят к мысли о порочности взглядов героя Достоевского.
Урок получился аргументированным,
доказательным и очень эмоциональным. Учащиеся были включены в спор о
роли сильной личности, о ' возможностях делать добро,
не прибегая к насилию и
жестокости, о гибельной сущности индивидуализма, о
преступлении и наказании
преступника. Именно такие уроки, на мой взгляд, помогают ребятам разобраться в
жизненно важных вопросах, имеющих непреходящее значение.
Р.Голубь,
заместитель директора Раздольненской
средней школы.
Опыт
будет обобщен
Руководителями Мирненской
средней школы готовится к обобщению опыт работы учителя русского языка и литературы
Г. А. Коробчинской. Работает она в коллективе недавно, всего третий год,
но педагогическое мастерство ее уже замечено и по достоинству
оценено коллегам. Мне тоже
посчастливилось присутствовать на
одном из уроков Галины Александровны.
Гомонливый, непоседливый
народ - пятиклассники. А тут 'еще тема малоинтересная -местоимения. Другой бы учитель
нашел сто причин, чтобы отказаться от перспективы
проведения открытого урока.
Коробчинская же не только приняла у
себя в классе гостей, но и сумела в
достоинством выйти из сложной ситуации.
Урок нам всем очень понравился. Чем?
Прежде всего разнообразием форм его
проведения, результативностью. И
сказки с
героями-местоимениями ребята
сочиняли, и, разбившись на три команд, в путешествие по стране отправлялись, и
задание творческого плана "Подумай и ответ" выполняли. Много пришлось потрудиться
всем без исключенияучастникам урока.
Высокий уровень знаний
продемонстрировали пятиклассники. А какие интересные
сказки сочинили! С их помощью мы и на
"Поле чудес" побывали, и с ведущим Якубовичем
встретились. Побольше бы таких хороших
уроков!
И.Иванова.
Спасибо за урок!
В достижении успехов в обучении школьников большую роль играет личность учителя. Чтобы
завоевать авторитет среди ребят, он должен
обладать глубокими научными и методическими знаниями по своему
предмету, педагогическим мастерством
и.организаторским талантом. Эти
все качества присущи учителю биологии Мирненской
средней школы Наталье Петровне Дударевой. Такой вывод я сделала, побывав на
уроке-конференции в 9 классе,
где состоялся серьезный разговор по теме "Пищеварение". Вели конференцию
"корреспонденты" журнала "Здоровье", газет "Аргументыи факты", "Комсомольская правда", "Российская газета".
Вторая половина урока была
отведена групповой работе по тестам на тему: "Обмен
веществ и энергия - основа жизни".
Урок прошел очень интересно
и плодотворно. Следует отметить тесный контакт учителя с
классом, взаимопонимание, деловую атмоферу. А еще добрую, подкупающую
своей искренностью улыбку учителя. Сделав очень
много, ребята даже не почувствовали усталости, именно
благодаря доброжелательной
обстановке, что так умело поддерживала Н. П. Дударева. Это действительно мастер
своего дела. Спасибо Вам, Наталья Петровна, за
прекрасный урок!
Д. Французова,
Учитель
химии и биологии
Кочкинской средней школы.
Позавидовала
хорошей завистью
Общественный смотр знаний
в 8 "б" классе, свидетелями
которого мы стали, побывав на уроке химии у
Г. В. Скоробач, подтвердил: это
учитель высшей категории. Все мы, гости
класса, почувствовали, что Галина
Васильевна потратила немало сил и
энергии, чтобы научить ребят азам
химии. Большинство восьмиклассников отвечали уверенно, правильно, не теряясь от присутствия посторонних.
На уроке использовались все основные методы
проверки знаний: графопроектор,
письменные и устные ответы, доска,
эксперимент.
Галина Васильевна не только опытный педагог, но и обаятельная,
чуткая женщина. Требовательная, справедливая, она умеет расположить к себе
ребят. То, как они тянутся к учителю, было
очень заметно на уроке. Чувствуется, что Галина Васильевна сумела увлечь учащихся своим
предметом. Я хорошей завистью позавидовала ей. У
моих ребят пока нет таких
знаний. Доброго здоровья моей коллеге и достойных ее учеников.
Л. Гранкина,
учитель химии
Первомайской
средней школы.
Учитель, слово-то какое…
В рамках Года учителя в крае начато
оформление портретной галереи “Педагогическая слава Алтая”. Наш район будут
представлять бывший директор Покровской школы В.Е. Шевченко, учитель
технологии Степновской С.А. Чеботарев и бывший учитель начальных классов,
завуч Мирненской школы С.П. Лерке. На заслуженном отдыхе Светлана Петровна 3
года. Однако по-прежнему следит за всеми преобразованиями, происходящими в
сфере образования.
- Светлана Петровна, в феврале вы
были избраны делегатом на краевой съезд учителей Алтая. Ваши впечатления?
- Ничего подобного не проводилось более 20
лет. Организаторы пригласили на мероприятие более 700 человек, восемь из
Родинского района. Замечательно, что среди гостей были и молодые специалисты,
и ветераны труда. Многие из них весьма преклонного возраста. Подняться на
сцену не могли. Медали из рук губернатора Александра Карлина принимали в зале
под бурные аплодисменты. Приятно, что о заслугах нашего поколения до сих пор
помнят. Участники съезда обсудили президентскую инициативу “наша новая школа”,
другие проблемы, связанные с модернизацией учебного процесса.
- Вы следите за всеми
преобразованиями?
- Конечно же. Радует, что перемены
только положительные. Безусловно, определенные трудности возникают при
реализации проектов, и все же прогресс очевиден. Подтверждение этому и
преобразования в Мирненской школе. Сколько лет мечтали о современной
столовой, компьютерных классах, оборудовании для кабинета химии, выходе в
Интернет. Все это получено за последние 2-3 года. Уроки стали гораздо
интереснее и для учеников, и для учителей.
- Сожалеете, что вам в таких условиях
не пришлось работать?
- С одной стороны да. Ведь сейчас при
подготовке к урокам можно столько интересной информации найти. А нам
приходилось иногда до четырех утра чертить карточки, наглядные пособия. Кроме
мела, фломастеров, бумаги и указки ничего больше не было. Сейчас возможности
гораздо шире. Но все же не стоит забывать, что главная роль на уроке
принадлежит учителю, а не техническим средствам обучения. Можно проводить уроки
химии в суперсовременных условиях, но так ничему и не научить. Учителя назвала
бы сердцем школы. Как оно будет биться, так и будет чувствовать себя коллектив.
За 36 лет работы сделала вывод: успех педагога зависит от любви к детям, не
показной на открытых уроках, а ежедневной.
- У вас были любимые ученики?
- Да. Может ,и не поверите, но это те
ребята, которые не успевали по предметам. Им посвящала времени очень много.
Занималась после уроков индивидуально, часто беседовала с родителями. Никто из
них при встрече не проходит мимо, обязательно останавливается, интересуется.
Приятно. Из них не получились профессоры, директоры… Они стали доярками,
механизаторами. Очень трудолюбивыми и добрыми людьми. И в этом тоже есть
определенная заслуга учителя.
- Насколько я знаю, профессию учителя
вы выбрали не случайно. Замечательный пример был всегда перед глазами. Первого
наставника Александру Андреевну Сычеву помните до сих пор. Есть ли у вас
последователи?
- Педагогами стали многие мои ученики. Но
утверждать, что сподвигла их к этому решению именно я, не могу.
- Как относитесь к новой системе оплаты
труда учителей?
- На мой взгляд , есть и плюсы, и
минусы. Поощрять трудолюбивых, перспективных нужно. Однако справедливо
распределить стимулирующую часть администрации сложно. Как оценить успех
учителя в отдельных конкурсах, если часто участвуют в выполнении тех или
иных заданий и другие педагоги, и школьники. Например, районный конкурс
“Лучший классный руководитель, воспитатель” и др. Как быть тем, кто талантлив,
но “презентовать” себя перед обширной аудиторией в силу определенных черт
характера не может? Как оценить сочинение ребенка, отправленное на конкурс,
когда написано оно совместно с родителями, литераторами? А заслуги ведь
приписываются одному учителю. Словом, вопросов много. Но и уравниловки в труде
быть не должно.
- Скучаете по работе?
- Очень. Особенно переживала в первые
пенсионные месяцы. Чувство бесполезности не покидало. Казалось, жизнь
закончена, ты всеми забыт. Ошибалась. Коллеги приглашают на различные
встречи, задают иногда вопросы, желают услышать мое мнение. Приятно, что
вспомнила администрация района о пенсионерах в юбилейный год. Значит, не зря
трудились и старались для общества.
- Какой день считаете в педагогической
деятельности особенным?
- Их много, но, пожалуй, самый памятный
момент, когда сообщили о том, что присвоено звание “Заслуженный учитель РФ”.
О представлении к награде знала, но получить ее не надеялась. Незадолго до
принятия решения выступила с критическим обращением в адрес администрации
района. В годы перестройки учительство переживало сложный период. Терпение
лопнуло, и на августовской районной педагогической конференции попросила
слово. Честно признаться, после этого не была уверена даже в том, что
останусь работать. Смелая была (смеется).
- Вы можете назвать профессию
педагога особенной?
- Рассуждать можно долго. Так или иначе
от воспитателей и учителей зависит многое. Согласитесь, дошкольник, ученик
проводят с нами до 16 лет большую часть времени. Однако с родителей
ответственности это не снимает.
Об особенностях природного и культурного богатства России, которые отражают уникальность страны, рассказали школьникам на очередном занятии «Разговоры о важном»