Учитель русского языка и литературы Майя Петровна
Цибори около сорока лет отдала делу обучения и воспитания подрастающего
поколения. В её дипломе о высшем педагогическом образовании,
полученном в 1966 году, есть уникальная запись, которую в
современных документах уже не встретишь: «… присвоена
квалификация преподавателя средней школы и Звание учителя». Такая формулировка –
изначальное официальное признание высокой профессиональной квалификации учителя.
И это не удивительно: среди тех, кто посвятил свою жизнь детям, немало мастеров
педагогического труда, людей бескорыстных, самоотверженных, честных. И Майя
Петровна - в одном ряду с ними. Она стала для своих воспитанников ярким примером
беззаветного служения избранному делу, образцом лучших человеческих качеств
А как всё начиналось?
Весна 1934 года. В многодетной крестьянской семье родилась ещё
одна девочка. Каким было её детство – легко догадаться, зная историю страны. К
тому же раннее сиротство – отец умер, когда ей было всего пять лет. Работа по
дому, в колхозе, учёба в школе – трудностей хватало.
Лето 1952 года. Выпускной вечер в школе. Где взять наряды
сельским девчонкам? Шили, перешивали, одалживали у подруг, знакомых – только бы
выглядеть не хуже других! И был бал, прогулки до утра, мечты о большом, светлом
будущем.
А через два месяца юная выпускница снова пришла в школу, в
Кочкинскую, и теперь уже в качестве старшей пионервожатой. Тимуровские дела,
походы по местам боевой славы, смотры художественной самодеятельности,
пионерские костры – так начинался её трудовой путь. А ещё куча общественных
нагрузок. И одна из них – работа агитатором. «Содержательна и целеустремленна её
работа на ферме, - писала районная газета в марте 1956 года. – Майя Петровна не
только проводит беседы и читает лекции животноводам, но и живо интересуется тем,
что их волнует и чем они недовольны».
В школе Майе Петровне нравилось всё: и жизнь, как в муравейнике,
и общение с коллегами, и, главное, дети, поэтому она приняла решение получить
педагогическое образование. Славгородское педучилище, Бийский пединститут –
совмещать учёбу и работу было нелегко, тем более что часто приходилось менять
место жительства, отправляясь туда, где была всего нужнее. Но жизнь щедро
одарила её встречами с хорошими людьми, которые всегда приходили на помощь,
бескорыстно делились своим опытом, давали умные советы. Особенно она благодарна
Анатолию Григорьевичу Николаеву, бывшему в то время завучем Вячеславской школы.
Редкой души человек.
Разные школы, разные учительские и ученические коллективы – обо
всех Майя Петровна вспоминает с большой теплотой, но всё-таки главной в её жизни
была и остаётся Камышенская средняя школа. Наверное, потому, что здесь прошли её
годы ученичества, и здесь же она состоялась как учитель, как руководитель. Майя
Петровна была педагогом строгим, требовательным, но справедливым. Её отличало
заботливое и доброжелательное отношение к ученикам, но самое главное –
увлечённость своей профессией и любовь к детям. Она окружала их теплотой и
вниманием, учила дружить и понимать друг друга, бережно растила в них добро. Как
учитель-филолог она особое внимание уделяла формированию орфографической
зоркости учащихся и развитию речи. Именно поэтому качество знаний ребят в
классах, где она преподавала, всегда было высоким. Прошло несколько лет, и вот
уже заведующий отделом образования Завьяловского района В.Королёв в своём
предпраздничном обращении к учителям в числе лучших называет и её имя. «Мастер
педагогического труда, умеющий работать творчески и с инициативой», - такую
характеристику получает Майя Петровна. Будучи не только хорошим
учителем-предметником, но и умелым завучем, она создала дружный, сплочённый
коллектив единомышленников, который с успехом решал любые педагогические задачи.
На базе школы неоднократно проводились районные семинары по различным аспектам
учебно-воспитательного процесса, и учителя Камышенской школы щедро делились
своим опытом.
Человек активный и неравнодушный, Майя Петровна считалась
признанным лидером не только в школе, но и в селе. Депутат сельского Совета,
председатель Совета общественности детской комнаты милиции, активная участница
художественной самодеятельности – о ней всё чаще писали в районной газете.
Пятиклассники после соревнований (сентябрь 1984 года).
Завершала свою педагогическую деятельность М.П.Цибори в
Мирненской средней школе. Деятельная, ответственная, она успешно осваивала новые
технологии обучения, совершенствовала методику воспитательной работы. Учитель
русского языка и литературы,
воспитатель группы продлённого дня, воспитатель пришкольного интерната. Менялся
характер работы, но неизменным оставалось её педагогическое кредо – с вниманием
относиться к каждому ученику, с желанием не навредить, а заметить и помочь
ученику в развитии его индивидуальности. Она своим женским, учительским сердцем
всегда чувствовала, кому и что нужно, в этом ей помогал огромный жизненный опыт,
педагогический такт и мастерство.
За многолетний добросовестный труд М.П.Цибори награждена медалью
«Ветеран труда», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня
рождения В.И.Ленина». В её трудовой книжке, в графе «Сведения о поощрениях и
награждениях», нет пустого места: Благодарности, Похвальные листы, Почётные
грамоты.
Уже много лет Майя Петровна на заслуженном отдыхе, но она не из
тех людей, которые, отвечая на вопрос о возрасте, употребляют слово «уже». Как
говорится, года – не беда. Она вся в делах. Такой усадьбы, как у неё, ещё
поискать: смородина, вишня, малина, а какие огурцы, какая отборная картошка!
Каждый день Майи Петровны наполнен ожиданием добрых новостей, радостных событий,
перемен к лучшему. Она старается быть в курсе всего, что происходит вокруг,
особенно, если речь идёт о школе и об учителях. Позвонить – поздравить с днём
рождения, праздником, справиться о здоровье, о семейных делах – это в её
правилах. И главное в этом общении – теплота, понимание, сочувствие, готовность
прийти на помощь.
Майя Петровна любит раннюю весну: капель, сосульки, оседающие
сугробы. Ещё часто стоят пасмурные дни, и до тепла ещё далеко, но природа уже
пробуждается - радуйся, живи!
Об особенностях природного и культурного богатства России, которые отражают уникальность страны, рассказали школьникам на очередном занятии «Разговоры о важном»