Судьба, призвание, вера и… успех!
Кажется, совсем недавно она вошла в школьный коридор и открыла дверь в свой незабываемый, ставшим первым в её педагогической деятельности, класс. А, оказалось, открыла дверь в новую жизнь. И тридцать лет, как один миг, пролетели в стенах родной школы.
По-разному приходят в школу люди. Вот и Тамара Васильевна Кононенко первоначально примеряла для себя другой образ, но судьба распорядилась иначе. Хотя всё, что виделось ей в своих мечтах – роли, песни, танцы, зрители – всё сбылось! Правда, это всего лишь малая часть того, что она обрела, став учителем. Это всего лишь одна сторона учительской профессии, такой многогранной, такой трудной, беспокойной, всепоглощающей, тем более что учитель русского языка и литературы – это не простой учитель, особый. Он не только обучает правилам орфографии и пунктуации, он закладывает основы нравственности и духовности.
Коллеги. (Т.В.Кононенко первая слева, в нижнем ряду)
Отлично зная свой предмет, мастерски владея методикой преподавания, хорошо разбираясь в психологических особенностях детей, Тамара Васильевна создавала каждый свой урок как педагогическое и художественное произведение. Её уроки были глубоки по содержанию и нестандартны по форме: дискуссии, диалоги с героями книг, поэтические часы, заочные экскурсии. Она учила детей самостоятельно мыслить, развивала их творческие способности, приобщала к чтению. Вести учеников по дороге знаний можно по-разному, в любом случае дойдут-доберутся. Тамара Васильевна делала это бережно, как говорится, рука в руке. Не разделяя детей по способностям и не прибегая к частым утомительным дополнительным занятиям, она в то же время давала возможность каждому ребёнку проявить себя. Конечно, в учительской профессии не всегда неудачу ученика можно превратить в успех, но допустить, чтобы у ребёнка совсем опускались руки, она не могла.
Как классный руководитель Тамара Васильевна всегда находила понимание у своих воспитанников и их родителей. Она умела слушать и слышать детей и считала, что только в совместной деятельности можно оказать положительное воздействие на развитие ребёнка. Около неё всегда крутились ученики: кто-то был увлечён предметом, кто-то учителем, а кому-то просто нравилось участвовать в тех делах, которые учитель и инициативные ребята организовывали. Всё было видно – кто чему радуется и кого что тревожит. Отдавать себя детям, находить радость в общении с ними, помогать достичь успеха - это было главным в работе учителя. А слова – только душевные, доверительные, поддерживающие и справедливые.
Кружковцы на школьной сцене после окончания спектакля.
Учитель яркий, самобытный, талантливый, она много лет руководила школьным драматическим кружком, одновременно сама являясь активной участницей художественной самодеятельности на селе. Она умело помогала ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. Она старалась быть для них другом, взрослым, знающим и умеющим больше, но – другом. Единение в творчестве, доверие, взаимопонимание, сознание того, что вместе они делают одно большое интересное дело, приносило огромную радость и детям, и педагогу.
Говорят, что жизнь – игра. И если это так, то роль Учителя в ней – не последняя. Роль, требующая особого душевного настроя, огромного багажа знаний и терпения. Благодарность учеников, районные и краевые грамоты за профессионализм, за творческий труд, за высокие результаты обучения и воспитания учащихся свидетельствуют о том, что Тамара Васильевна Кононенко успешно справилась с этой ролью и была в ней органична и неповторима.