В посёлке Мирный эту женщину знают все. Заслуженный учитель,
отличник народного просвещения, педагог и администратор высшей квалификационной
категории. Учитель, чей портрет на районной Доске почёта «Люди трудовой славы» и
в краевой галерее «Педагогическая слава Алтая».
Это – Светлана Петровна Лерке.
Здесь, в этом степном посёлке, прошли её школьные годы, сюда же
она и вернулась, будучи уже учителем, состоявшимся, опытным. Её уроки отличались
проблемным содержанием, методической грамотностью, насыщенностью различными
формами организации деятельности учащихся. Усилия Светланы Петровны были
направлены на воспитание внимания, прилежания, трудолюбия, ответственности, на
развитие умения учиться. Учителю удавалось создавать такую рабочую, деловую
обстановку, при которой дети начинали ощущать вкус учения и знаний. А ко всему
нежелательному и мешающему она относилась как к небольшому препятствию,
преодоление которого добавляло ей уверенности в своих силах и свидетельствовало
о высоком профессионализме. Светлана Петровна умела учить. Способных и
неспособных, послушных и неуправляемых, трудолюбивых и ленивых – всяких. И чем
труднее ученик, тем он ей был интереснее. Таким детям она уделяла особое
внимание. Так, отвечая на вопрос «Были ли у вас любимые ученики?», она
призналась: «Да. Может, и не поверите, но это те ребята, которые не успевали по
предметам. С ними я очень много занималась».
Светлана Петровна учила детей не только читать и писать, она
всегда считала, что кроме предметных талантов существует множество других, не
менее важных качеств, поэтому старалась развивать способности каждого ребёнка,
вовлекать их в самые различные виды деятельности. Экскурсии, походы, поездки, спортивные соревнования, праздники -
всего не перечесть, причём любое мероприятие было содержательным, эмоционально
насыщенным, запоминающимся, и всем находилось применение и занятие по душе. А
добрыми помощниками в этих делах всегда становились родители учащихся. Светлана
Петровна успешно формировала навыки совместного общения и деятельности учеников
и их родителей, создавая атмосферу взаимного внимания и общности интересов. Вот
так, в учебной, досуговой, общественно-полезной деятельности и происходило
развитие её учеников, приобретение ими необходимого жизненного опыта. А она
старалась создавать для этого все условия. И это у неё хорошо получалось: на
фотографиях бывших учеников Светланы Петровны – энергичные, жизнерадостные дети,
значит, в школе им было интересно, комфортно, значит, школа для них – яркая и
увлекательная жизнь.
Выпустили! (С.П.Лерке вторая справа, в нижнем ряду)
Глубокое знание педагогики, психологии, прекрасные
организаторские способности, требовательность к себе и другим позволили С.П.Лерке в течение двенадцати лет совмещать работу учителя начальных классов с
деятельностью администратора. Работа в качестве завуча школы - это организация
учебного процесса, контроль за выполнением программ, качеством преподавания,
успеваемостью, посещаемостью и т.д. Сложность и многоплановость этой работы
приводили к тому, что дела теснили друг друга по срокам, зачастую требовали
неотложного и одновременного приложения внимания, энергии, сил, но ей удавалось
справляться со всем без малейших признаков суетливости, раздражения. Она
работала легко, быстро и увлечённо. По любому вопросу, в любую минуту к ней
можно было обратиться с твёрдой уверенностью, что ты получишь и совет, и помощь.
Она обладала пониманием существа школьного дела, чувством нового, умением
сконцентрировать внимание педколлектива на основных задачах. Под её руководством
и при её деятельном участии проводились тематические педагогические советы,
заседания методобъединений, открытые уроки. Большое внимание Светлана Петровна
уделяла раскрытию реальных возможностей каждого учителя, выявлению и
распространению передового педагогического опыта. Она содержательно и глубоко
анализировала уроки учителей, хорошо знала достоинства и слабости каждого.
Перемены, происходящие в обществе, не обошли стороной и школу.
Для решения новых задач нужно было иметь желание, умение, решительность. Всем
этим С.П.Лерке обладала в полной мере. Руководитель творческий, с активной
жизненной позицией, она умело направляла усилия педагогов на решение насущных
педагогических проблем, оказывая реальную помощь в организации продуктивной и
высокорезультативной учебной деятельности. Её старания были не напрасными:
полная успеваемость, высокое качество знаний, высокий процент поступающих в ВУЗы
и как следствие – ежегодные Почётные грамоты педколлективу за эффективность и
результативность учебно-методической работы.
Время неумолимо: по улицам посёлка бегут в школу дети её бывших
учеников. Но Светлана Петровна по-прежнему мыслями там, на своей работе, которая
была для неё так радостна и желанна. И даже деятельность в должности Главы
администрации посёлка, которую она занимала последние несколько лет перед уходом
на пенсию, не приносила ей такого удовлетворения, как работа с детьми. По её
глубокому убеждению, такого созидающего, творческого, активного и интересного
труда, как в школе, нигде больше не найти.
Об особенностях природного и культурного богатства России, которые отражают уникальность страны, рассказали школьникам на очередном занятии «Разговоры о важном»